18 июля 2019 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся завершающий в этом сезоне городской завтрак РСМД на тему: «Какими должны быть российские “фабрики мысли”?». Спикерами выступили Наталия Бубнова, ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Альберт Зульхарнеев, директор ПИР-Центра, Игорь Истомин, доцент кафедры прикладного анализа международных проблем (ПАМП) МГИМО МИД России. В рамках завтрака Наталья Бубнова презентовала книгу «Продвижение идей в общественно-политических науках: немного солнца в холодной воде».
18 июля 2019 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся завершающий в этом сезоне городской завтрак РСМД на тему: «Какими должны быть российские “фабрики мысли”?». Спикерами выступили Наталия Бубнова, ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Альберт Зульхарнеев, директор ПИР-Центра, Игорь Истомин, доцент кафедры прикладного анализа международных проблем (ПАМП) МГИМО МИД России. В рамках завтрака Наталья Бубнова презентовала книгу «Продвижение идей в общественно-политических науках: немного солнца в холодной воде».
В своей книге Наталья Бубнова предложила рекомендации по продвижению «фабрик мысли», которым, по её мнению, российские экспертно-аналитические центры пока не следуют.
Как известно, история отечественных аналитических центров не такая долгая, как зарубежных: будь то американские или европейские организации. По мнению автора книги, одной из проблем, стоящих перед «фабриками мысли» в России, является отсутствие культуры финансирования. Так, бизнес пока слабо заинтересован в оказании поддержки «мозговым центрам», хотя их экспертиза могла бы быть полезной для предпринимателей. Если же субсидирование предоставляет государство, оно, по мнению Н. Бубновой, ожидает некоего проявления лояльности.
Альберт Зульхарнеев поделился своим мнением о положении экспертно-аналитических центров, основываясь на своем опыте в ПИР-Центре — в котором он прошёл путь от стажёра до директора. А. Зульхарнеев считает, что в необходимости «фабрик мыслей» не должно возникать сомнений. Они нужны для формирования грамотности руководителей и избирателей. Директор ПИР-Центра сравнил аналитические центра с футбольными клубами — и перед экспертами, и перед владельцами клубов стоят одни те же вопросы: воспитывать своих игроков или «купить», «взять в аренду» из-за границы, сколько должно быть отечественных «игроков», а сколько — зарубежных, использовать заимствованную инфраструктуру или создавать свою.
Игорь Истомин в своём выступлении обратился к актуальной статистике. На сегодняшний день в мире существует около 8 тысяч аналитических центров. Россия занимает 7 место по количеству «фабрик мысли» — по данным рейтинга Global Go To Think Tank Index тих насчитывается 215. Также И. Истомин предложил при классификации экспертно-аналитических центров использовать подход социолога Пьера Бурдьё, по которому «фабрики мысли» находятся на стыке полей политики и госуправления, академических знаний, экономики и бизнеса, масс-медиа и PR.
Все спикеры отметили, что в России запрос на внешнеполитическую экспертизу, на которой специализируются многие аналитические центры, пока слаб. На данный момент рынок заказчиков ещё не существует. Сложность продвижения «фабрик мысли» связана и с тем, что эксперты, в своём большинстве, слабо используют актуальные инструменты для привлечения аудитории, или актуальнее говоря, расширения круга подписчиков.
Тем не менее все участники согласны в том, что «фабрики мысли» необходимы в современном мире, как для политической элиты, так и для обычных граждан.